Роль сестер милосердия в военной истории Кременчуга

Роль сестер милосердия в военной истории Кременчуга

Роль сестер милосердия в военной истории Кременчуга конца ХІХ — начала ХХ века. Первая мировая война стала тяжелым испытанием для Европейского континента. В нее было вовлечено 34 государства с населением в 1,5 млрд человек. По самым скромным подсчетом военными жертвами войны стало около 10 млн убитыми и около 23 млн ранеными воинами всех учавствующих в войне сторон. [1]Кременчуг — уездный город Полтавской губернии, расположенный на перекрестке старинных торговых дорог — Ромодановской и Муравской с водной артерией р.Днепр и железной дорогой. Это сделало город крупным логистическим, торговым центром и тыловой военной базой на юге Российской империи.

В Кременчуге 24 января 1877 года по инициативе Софии Ивановны Радцеи был создан местный комитет Российского общества попечения о раненых и больных воинах. Он состоял из 75 человек. Во время Русско-Турецкой войны 1877-1878 годов он занимается вопросами перевозки больных и раненых воинов, подготовил 19 сестер милосердия, сформировал два санитарных поезда, проводил сбор средств и необходимого имущества в пользу больных и раненых воинов, устраивал представления, сбор от которых полностью уходил на помощь раненым.[2,5-8] 20 марта 1898 года с целью обеспечения ухода за тяжелобольными по инициативе Кременчугского общества врачей открывается Кременчугская Мариининская община сестер милосердия.[3,24] В её распоряжение передается усадьба на углу Троицкой и Херсонской улиц, площадью более 1000 кв. саженей с двумя деревянными домами, двумя флигелями, каменной прачечной и надворными службами. В одном доме размещается лечебница на 20 брюшно-тифозных больных, а второй дом используется как общежитие, в котором на полном обеспечении общины живут 15 сестер. В одном из флигелей открывается амбулатория для приема больных. Главная задача общины — подготовка «опытного женского санитарного персонала для ухода за больными и ранеными как в военное, так и в мирное время».[2,10] В сестры милосердия поступали здоровые, грамотные девушки и женщины от 18 до 40 лет. После года практической и теоретической подготовки проводились экзамены, при успешной сдачи которых испытуемая зачислялась в сестры милосердия РОКК и получала специальное свидетельство.[4] Первоначальное обучение сестер милосердия проходило при Кременчугском местном лазарете, а первым врачом лечебницы общества был старший врач Кременчугского местного лазарета Иван Зубковский. Кременчугский местный лазарет долгое время будет базой для подготовки сестер милосердия и военных фельдшеров.[5] После обучения, из 15 сестер общины четыре сестры работали в местном военном лазарете, пять – в земской больнице, остальные в лечебнице и амбулатории общины, а также ухаживали за больными на дому [2,15-17]. Председательницей совета и попечительницей Общины была жена городского головы Ольга Павловна Питленко.

С началом Первой мировой войны Кременчуг и Кременчугский уезд  относится к Южному тыловому району РОКК. При Кременчугской Мариининской общине РОКК  начинают работать сокращенные курсы подготовки сестер милосердия военного времени. На учебу принимаются лица с образованием не менее четырех классов гимназии. Программа обучения включает основы анатомии, физиологии и патологии, ухода, основные способы перевязки ран, операции малой хирургии, сведения по эпидемиологии, фармацевтике и рецептуре.[6] В Кременчуге, как в тыловой медицинской базе начинается формирование, развертывание и размещение медицинских учреждений военного времени:

  • Кременчугский военный госпиталь на 500 коек на базе Кременчугского местного лазарета,
  • Подвижные полевые госпитали №№ 382,383,
  • Запасные полевые госпитали №№ 149, 150, 159, 162, 163, 164, 165, 166, 255, 256, 276, 294, 300, 304, 307, 387, 388,
  • Этапный лазарет Кременчугской Мариининской общины сестер милосердия РОКК на 50 коек, старший врач В.И.Лизогуб, который действует в северо-западном районе РОКК (Могильница Варшавской губернии 1914-1915 год, Крейцбург 1916 год). В 1916 году он будет переименован в  подвижной лазарет Кременчугской Мариининской общины сестер милосердия РОКК.
  • Кременчугский этапный лазарет РОКК №8 на 50 коек больных и раненых воинов, в составе 2 врачей и 6 сестер милосердия, который действует на юго-западном направлении (Луков, Ковель).
  • 13 тыловых лечебных учреждений на 617 коек под флагом РОКК:

—  Земский госпиталь при богоугодном заведении на 250 мест,
—  Лазарет РОКК при Еврейской больнице на 25 мест,
—  Лазарет РОКК в доме Шапошникова на 47 мест,
—  Городской лазарет при Чуркинскому приюте на 110 мест,
—  Городской лазарет при староверной общине на 12 мест,
— Лазарет при еврейской общине на 20 мест,
— Железнодорожний лазарет на 15 мест,
— Лазарет при общине РОКК на 10 мест,
— Лазареты в с.Горби (20), с.Обозновка Панаітова (40), с.Пузиково (40), м.Пустовойтово Остроградского (10), д.Семимогили Колачевськой (18)

Медицинский персонал и раненые воины. 1914 год. Лазарет Красного Креста Кременчуг
Медицинский персонал и раненые воины. 1914 год. Лазарет Красного Креста Кременчуг. Из фондов Днепропетровского национального музея им. Яворницкого

Для укомплектования их сестрами милосердия используется не только персонал Кременчугской Мариининской общины РОКК (42 сестры милосердия), но и в Кременчуг направляются команды из Екатеринославской, Елисоветградской, Одесской, Житомирской, Полтавской, Минской, Смоленской, Петроградской общины сестер милосердия. За период с 26 июля по 5 октября в Кременчуг прибыло 148 сестер милосердия из перечисленных выше общин. [7,3-45]

Назначение сестер милосердия на службу производилось по нарядам Главного управления. Медицинские заведения сообщали в канцелярию Главного управления, сколько необходимо сестер милосердия. Главное управление направляло наряды общинам, а те распределяли и направляли персонал. Сестер милосердия отправляли группами во главе с старшей сестрой. По прибытии сестры милосердия зачислялись в штат лечебного заведения и переходили в непосредственное подчинение главному врачу или находились в резерве, проживая в специальном общежитии в ожидании назначения. На всех сестер милосердия налагались различного рода обязанности по лечебному заведению, в исполнении которых они должны были руководствоваться инструкциями, изложенными в «Положениях о лечебных заведениях Красного Креста военного времени» и специальными указаниями, полученными от заведующих отделениями.

Таким образом мы можем говорить, что перед началом Первой мировой войны институт сестер милосердия достиг своего расцвета и действовал как хорошо отлаженный практический механизм на загальнодержавному та региональному уровни. Существовала, показавшая свою практическую эффективность, система управления, которая обеспечивала стабильность работы среднего медицинского персонала и позволяла оперативно решать мобилизационные задачи. На первоначальном этапе первой мировой войны Кременчугская Мариининская община РОКК стала подготовленной и эффективной региональной базой развертывания формируемых полевых, запасных и тыловых медицинских учреждений Военного ведомства и РОКК. Она обеспечила их подготовленным средним медицинским персоналом, выполняя функции мобилизационного резерва. Данный опыт актуален и в настоящее время, учитывая реали  современной войны.

Источник: за материалами научного архива Кременчугского военно-исторического музея, Кременчугского краеведческого музея, Днепропетровского национального музея им. Яворницкого.

Автор: Роман Пацовский, кандидат исторических наук, фундатор и руководитель Первого всеукраинского музея истории формы одежды и его филиала Кременчугского военно-исторического музея. 

Если вы увидели какие либо неточности в материалах музея или у вас есть интересные предметы, документы, фотографии по военной и военно-промышленной истории Кременчуга  можно прямо сейчас связаться с нашим музеем из любой точки мира следующими способами: тел.   +38-050-327-98-69    +38-093-355-25-25   +38-050-355-25-25
Viber +38-050-327-98-69 WhatsApp +38-093-355-25-25
Email: info@kmhm.org.ua

Данная публикация размещена исключительно в музейно-выставочных, исторических и краеведческих целях. Данная публикация не является и не может быть расценена как вариант одобрения, пропаганды или агитации в любой форме и в любом виде.